«Как у океана, у нее есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный!.. Едва проснется день, как уже со всех ее златоглавых церквей раздается согласный гимн колоколов…» — писал в 1834 году М. Ю. Лермонтов.
«И каждый имеет право взглянуть по-новому на старое дело, прокомментировать его» - /Агата Кристи – мастер - детективов/.
С «работой» колоколов связаны пословицы: «Звонить во все колокола», поговорка «тянуть за язык». А что было, когда язык колокола ломался или его специально снимали и выбрасывали? Тогда колокол молчал, не мог издать ни единого звука. Он становился бесполезным. Так, наверное, появилось выражение «Без языка и колокол нем». Мы, люди, немного напоминаем колокола, и наш язык – это орудие, с помощью которого мы можем выразить свои мысли, чувства, передать информацию.
Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон колокола живому голосу. Для верующих русских людей колокола сделались языком, голосом и трубами. Поистине каким другим именем, как не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, во дни Страстной недели напоминает о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дни Светлой Пасхальной недели возвещает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царствии Христовом.
Звуки одного церковного колокола представляют собой нечто возвышенное, торжественное; а если раздается звон нескольких более или менее согласованных между собой колоколов, то происходит еще более величественное благозвучие. Мощный колокольный звон, действуя на наше внутреннее чувство, пробуждает наши души от усыпления духовного.
В богослужебных книгах колокол называется кампан, что этимологически связано с названием римской провинции Кампания, где добывалась лучшая медь для колоколов, с греко-латинским названием поля — campi и с названием растущего на полях цветка колокольчик — campanula. Есть мнение, что название колокола (кампан) обусловлено тем, что, как по полю беспрепятственно может идти человек, так по воздуху свободно распространяется звук колокола. По своей внешней форме колокол — не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать. Слово «звон» также имеет узкий смысл, означающий удары в несколько колоколов одновременно. Звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами между ними, называется трезвоном.
Набат араб. ‎‎naubât-наубат — «барабаны, в которые бьют перед домами знатных лиц», возможно, через посредство тюркских языков — оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол, реже барабанным боем. Звук, которого являлся сигналом тревоги. В дальнейшем им стали обозначать и тревожный звон колокола, отрывистый, чистый, каким извещали о пожарах, наводнениях и других опасностях. Постепенно слова «бить в набат» получили значение «поднимать тревогу», и в этом смысле мы употребляем их и теперь, хотя давным-давно никто не «бьет в набат» получили значение «поднимать тревогу», и в этом смысле мы употребляем их теперь, хотя давным-давно никто не «бьет в набат» при начале пожара или наводнения. Раньше, при какой либо беде народ поднимали Главным церковным колоколом, который назывался набат (тревожный колокол). Вот и появилось бить в набат, то есть бить тревогу.
«Блажен народ, знающий трубный зов» - /Пс.88.16/. «Им дарованы славные открытия и благие вести; они слышат и знают трубный зов. На звук праздничных, который нёс радость рабам и должникам, возвещая об их освобождении. Евангелие, безусловно, является радостным звуком – звуком победы, свободы, общения с Богом, шумом сильного дождя. Блажен народ, который слышит и знает его, который с радостью встречает его» - /М.Генри/.
«Люди мира, на минуту стойте!
Слушайте, слушайте:
Звенит со всех сторон –
Это раздаётся в церкви
Колокольный звон.
Это нам родился и воскрес
Спаситель Иисус Христос.
Звон плывёт, плывёт
Над всей землёю,
И гудит взволнованно всем:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите души».
«Колокол – это голос церкви, зовущий издалека и посылающий равномерный привет дворцу и лачуг» - /Паоло Мантегацца/.
Почему именно колокол стал олицетворением печали, призыва?.. Когда мы слышим звон колоколов, то возникают мысли о храме, о Церкви, о Родине. Звон – это предмет почти одушевленный, он глас Божий, голос Церкви. В нем отражается всеобъемлющая радость и любовь к ближнему. Каждый человек, когда слышит колокольный звон, в каком бы состоянии он ни был, сразу внутренне преображается, его душа поднимается к небесам.
В древних трактатах колокольный звон характеризовался так: «Оплакиваю похороны, ломаю молнии, распространяю покой, пробуждаю ленивых, разгоняю ветры, примиряю окровавленных». «У Спаса бьют, у Николы звонят, а у старого Егорья часы говорят» - такова старая московская поговорка. То, отбивая часы, то, возвещая о празднике или о начале церковной службы, раздавался над городом колокольный звон. Иногда он звучал обыденно, иногда празднично, иногда грустно, иногда страшно и грозно. Колокольный звон – это не только часы, не только благовест, но и набат, призывающий народ на тушение пожара или на борьбу с врагом. Колокола были на каждой из «сорока сороков» московских церквей и на крепостных башнях, а в других городах, например в Новгороде, и на площади народных собраний. В русских городах ещё до недавнего времени были ценители этой своеобразной музыки колоколов, готовые подолгу спорить о достоинствах и недостатках того или иного колокола, того или иного другого звонаря. А в древности колоколам придавали особенно большое значение и не жалели на них затрат.
Во многих религиях — божественный голос, проповедующий истину. У мусульман и индусов его звуки считаются отзвуками биения Божьего сердца; в Китае звуки колокола — голос космической гармонии, также они означают уважение, покорность и конец испытаний. Колокольный звон во многих частях света является призывом к молитве, а в Тибете — к послушанию и подчинению наставлениям Будды. Нежно звенящие колокольчики могли символизировать счастье, а также сексуальное удовольствие, как, например, в древнегреческих ритуалах в честь бога Приапа. Противоположное значение они имеют в иудаизме, где, подвешенные на одежду, служили знаком девственности. Колокол обычно воплощает пассивное, женское начало, его форму часто сравнивают с небесным сводом, а его язык (било) — символ языка проповедника. Его повсеместно почитали как талисман, способный отвести или даже уничтожить зло. В более, общем смысле он символизирует ход времени; его звон знаменует добрые события, такие, как свадьба или победа (одним из таких символов является Колокол Свободы в США). Также он может быть символом предупреждения об опасности и символом смерти, так как иногда звонит на похоронах.
«Не роскошью золота, но ценностью звука. И дал император ламе дары и много колоколов ясного звона. Но лама велел бросить их в реку, сказав: «Я не могу донести всё это. Если надо, то река донесёт эти дары, до моей церкви». И река донесла колокола с хрустальным звоном, ясным, как волны реки». Колокола на верблюдах разного размера и звучат, как целая симфония. Это незабываемая мелодия пустыни. Эту глубокую симфонию, какая мелодия может сопровождать? Только симфония колоколов, нежная, как древняя бронза, и мерная, как движение кораблей пустыни. Только она может дополнить симфонию безбрежности» - /Н.Рерих/.
Колокол, колокольный звон — предмет христианского культа, получивший в народной культуре разнообразные ритуальные и магические функции. Иногда даже происхождение слова «колокол» связывают с обычаем ударять кол о кол, создавая звук-сигнал. В те времена, когда не было приборов, с помощью которых корабли могли ориентироваться вблизи берега, им помогали с помощью звуковых сигналов. На территории древнего Херсонеса, расположенного в Севастополе на берегу моря, находится «туманный колокол». Так называют его потому, что вплоть до начала 60-х годов ХХ века в него ударяли в туманную погоду, чтобы его мощные звуковые сигналы предупреждали корабли о близости прибрежных скал и мелей. Туманные сигналы в разное время и в разных местах устраивали на башнях, маяках. Они могли создаваться разными источниками: выстрелом из пушки, звоном колокола через равные промежутки времени, свистком или гудком. Часто колокола устанавливали в центре опасной бухты под водой. А чтобы уловить звуковой сигнал, на кораблях опускали специальные слуховые трубы, внешне напоминающие уши. Но из-за того, что звуковой сигнал был слабым, такие колокола заменили сиренами, издающими звук с помощью струи воздуха, проходящей через отверстия во вращающемся диске.
Звук, соответствующий музыкальному баритону, наиболее подходит для быстрого пробуждения человека, что может быть использовано в системах пожарной сигнализации. Когда будильник срабатывает, проигрывается, короткий оповещающий звук и только через некоторое время вы услышите, пробуждающий сигнал будильника.
«Колокол медный, ты воин мой верный,
Гром пробужденья средь хаоса снов,
Звон монолитный твой, звон беспредельный –
Это для всех заблудившихся зов» - /Эльвира Осипова/.
«Услышьте зов! Пусть колокол звучит!
Проснитесь и восстаньте те, кто спит!
И сбросьте плен всей лжи и суеты
И пусть воскреснут Божьи все цветы!»
Колокол сопровождает нас по жизни – он возвещает о счастливых событиях: первый звонок в школе, победа, праздник. Однако колокол может предвещать тревогу, нести весть, в это время люди начинают обращать внимание на зов о помощи. Существует изречение: «Бить во все колокола», что означает своими действиями привлекать внимание окружающих к какой-то острой проблеме. Звон колокола – это давний символ пробуждения; это напоминание и призыв к действию. Каждый человек должен помнить, что он обладает великой силой, которая может творить чудеса, ведь каждый из нас может спасти жизнь человека, протянуть руку помощи в беде, своими делами и поступками нести добро, благо в мир. «Отсюда видно, говорит Данкан Хистер, - что душа это само живое существо, жизнь его. Знаменитое «спасите наши души» - SOS – означает спасение наших душ. Душа – это совокупность всего того, что составляет личность». Поэтому услышьте зов призыв.
С древнейших времен колокольный звон был неотъемлемой принадлежностью русской жизни. Он звучал и в дни больших торжеств, и в малые праздники. Колоколом созывали народ на вече (для этого в Новгороде, например, существовал специальный вечевой колокол), в случае различных бедствий звали на помощь набатным или всполошным колоколом. Звоном призывали народ на защиту отечества, приветствовали возвращение полков с поля брани. Колоколами давали знак заблудившемуся путнику, это был так называемый спасительный метельный звон. Колокола устанавливались на маяках, они помогали рыбакам в туманные дни найти правильное направление. Колокольным звоном встречали высоких гостей, звонили по прибытии царя, сообщали о важных событиях.
Колокол — один из самых древних музыкальных инструментов в мире. В разных странах колокола имеют свои особенности. Об этом свидетельствует и этимология слова «колокол», восходящая к древнеиндийскому kalakalas — шум, крики, в греческом языке «калео» означает зов, в латинском — kalare — созывать. Таким образом, первое назначение колокола — созывать, оглашать.
«Начало употребление колоколов приписывается египтянам; по словам историков, колокола будто бы употреблялись при священнодействиях в праздник Озириса. Грекам также были известны колокола: у афинян при храмах Прозпины существовали колокола с той же целью, как у нас, - им народ призывал к богослужению. Слово колокол, по догадкам некоторых учёных имеет корень с греческого «калкун» означающее клепало или било» - /М.Пыляев «Старое житьё»/.
Ко́локол (ст.-слав. кла́колъ) или Кампан (ст.-слав. кампaнъ) — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, возбуждающего звук при ударе о купол. Кампанофилия (латинское campana колокол + греч. филио, philía — привязанность, люблю) — это коллекционирование колоколов и колокольчиков.
Слово «колокол» употреблялось как часть метафоры «человек колокол». Она, метафора, имела значение «разглашатель вестей, живая газета» и, похоже, что вышла из употребления в современном русском языке. Равно как и то, что, вряд ли сейчас мы скажем «как под колоколом», говоря об оглушительном шуме или мощном голосе.
Корень «колокол» входил в состав глагола «колоколить». Означал он не только звонить, трезвонить. Было у него и переносное значение, которое приводит Даль, «скоро, звонко, без умолку говорить, тараторить, разносить вести». И, как всегда, сопровождает определение замечательными примерами из живого великорусского языка. «Чу, никак уже колоколят».
Научное название рода колокольчик - campanula происходит от итальянского слова campana (колокол), характеризующего форму венчика.
В культовом обиходе преимущественно у христиан и буддистов. Используется и как сигнальный инструмент. Его появление в христианстве связывают с именем епископа Павлина (353-431), которому якобы подсказал идею вид полевого цветка. Латинское название колокола – «кампана» (campana) объясняют названием провинции, где их начали отливать.
Греки не знали колоколов до IX века. Там прихожан созывали ударами молотка в било (деревянную доску) или клепало (железную полосу). Родина колоколов - Тибет, а изобретатель их - Аблома, сын Аботени и его четвертой жены Джамир Гимбаре. Так утверждают легенды Востока, сложившиеся еще до новой эры. От тюрков традицию использовать колокола для сбора верующих первыми заимствовали армяне. В Эчмиадзине - духовном центре Армянской Апостольской Церкви - хранится древнейший колокол с Тибета, видимо, подаренный тюрками.
Название выведено из выражения qalik qol-, составленного из двух древнетюркских слов: qalik (небо, небеса) и qol- (просить, молить). Перевод «моли небеса» прямо указывает на назначение колокола (qalik qol- калыккол -калыкол - колокол). К слову, колокольчик - атрибут буддийского алтаря, он символизирует высшую мудрость»- /Газета «Комок»/.
«Иногда эти колокола радости звучат сами по себе, но часто нам приходится почти силой заставлять их звучать. В жизни каждого может звучать веселое эхо колоколов. Жизнь, в которой не слышны веселые колокола радости, безусловно, жалка и ненормальна. Поэтому, не следует позволять условиям и обстоятельствам привести нас к тому, чтобы смолкли наши колокола радости, и они безмолвно висели на колокольне нашей души.
Говоря о веревках колоколов радости. Большинство колоколов не звучат сами по себе: в них нужно звонить. Так и нам следует звонить в колокола радости. Однажды я увидел, - говорит Ч. В. Найлор, - на одной ферме висевший на столбе старый колокол. И удивился, почему в него не звонят, чтобы созывать к обеду работающих на поле? Когда я подошел поближе, то обнаружил, что у колокола нет языка. В другом месте я видел колокол, находившийся в неверном положении – он был неуравновешен, так что ветер иногда днем и ночью заставлял его звучать. Так и некоторые колокола радости звучат лишь по особому случаю или событию. Они звучат лишь при удобных случаях и в благоприятных условиях. Такие колокола находятся без присмотра и движимы ветром обстоятельств.
Мы должны овладеть веревками веры, чтобы привести в действие свои колокола радости независимо от окружающих нас обстоятельств. Упражнениями в этой вере мы можем всегда и при любых обстоятельствах заставлять звучать колокола. Мы можем овладеть такой внутренней радостью и иметь такой глубокий мир, что они не будут нарушены жизненными бурями и не будут зависимы от обстоятельств, но их корни и источники будут глубоко в сердце. Мы можем так сокрыться со Христом в Боге, что все бури бесследно пройдут над нами. Много лет назад одна подводная лодка произвела испытательный рейс, и при этом продолжительное время оставалась под водой. Когда лодка вернулась в гавань, командира спросили: «Как вы перенесли шторм в последнюю ночь?». Командир с удивлением посмотрел на спросившего и сказал: «Шторм? мы ничего не знаем о шторме». В подводной лодке они находились на такой глубине, что не заметили шторма. И мы можем так глубоко сокрыться в Боге, что колокола радости нашей души не смолкнут и в жизненные штормы. Посреди всех страданий и печалей мы все же можем быть радостными».
«Звонить во все колокола. Во все услышанное, повсюду, всем говорить, рассказывать о спасении. Лить колокола на Руси в XIV веке. В те времена отливка колокола было делом сложным, требующим и высокого мастерства и хитроумных приспособлений, и как полагали, соблюдение обрядов и учёта примет. Тогда то и вошло в обычай распространять в народе самые нелепые слухи «от сглазу», без чего колоколу хорошо не отлиться, малиново не звенеть. Колокол льют, стали означать: выдумывать невесть что, сказывать небылицы» - /Э.Вартаньян «Эти мудрые слова»/.
Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). «Благовест» - это всегда название звона, а не колокола. Колокол, в который производят благовест, называется - благовестником! Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире. Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Впервые колокола, как известно, появились в Западной Европе. Есть предание, по которому изобретение колоколов приписывается святому Павлину, епископу Ноланскому (†411 г.), т.е. в конце IV или в начале V века. Есть несколько сказаний об этом. По одному из этих сказаний святой Павлин во сне увидел полевые цветы - колокольчики, которые издавали приятные звуки. После своего сна епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но, очевидно, святой Павлин не ввел колоколов в практику Церкви, так как ни сам он в своих сочинениях, ни современные ему писатели не упоминают о колоколах. Только в начале VII века Римскому папе Савиниану (преемнику святителя Григория Двоеслова) удалось придать колоколам христианское значение. С этого времени колокольный звон стал постепенно употребляться христианами, и в течение VIII и IX веков в Западной Европе колокола прочно вошли в практику христианского богослужения.
Звуки колокола — не просто призыв прийти в храм, напоминание о христианских традициях; это мелодия, которая становится частью окружающей человека природы, среды. Уже в самом слове «благовест» (звон колокола, оповещающий о начале богослужения) заложен глубокий смысл происходящего (по-гречески благая весть — евангелие). Идет благая проповедь, и, слушая ее, человек на какое-то время словно отрешается от ежедневной суеты, от всего обыденного, он обращается к Богу, чувствует единение с Ним, с такими же верующими, он общается со своими близкими.
«Только подбираем осколки и по возможности удаляем препятствия» - /Агата Кристи-мастер детективов/.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Статья в газету : Об отроке Славике - Владимир Лотохин Книга «Чудеса и предсказания отрока Славика» больше напоминает оккультную, а не христианскую или биографическую литературу. Паломничества к его могиле же больше похожи на шабаши ведьм. Это всё крайне опасно как для верующих, так и неверующих.